НА ГЛАВНУЮ |
|||
Линки |
Дискография
Слушаем Crescent
|
||
JOHN COLTRANEНесмотря на относительно короткую карьеру (формально на сольную тропу он вступил в 33, а в 40 уже умер), этот музыкант считается одной из главных фигур современного джаза. Джон Колтрэйн родился в Северной Каролине 23 сентября 1926 года. С подачи своего отца мальчик освоил валторну и кларнет, а, будучи в старших классах, увлекся творчеством Лестера Янга и Джонни Ходжса и перешел на альт-саксофон. В 1943-м Джон уехал в Филадельфию, где, зарабатывая на жизнь далеким от своих увлечений трудом, продолжал получать музыкальное образование, посещая "Ornstein School of Music" и "Granoff Studios". В 1945-м его призвали в армию и отправили на Гавайи, однако служба Колтрэйну была не в тягость, поскольку в этот период он играл в ансамбле вместе с другими военными моряками. По возвращении на гражданку Джон продолжил выступать в различных джаз-бандах, попутно сменив альт- на тенор-саксофон. Поработав в таких командах как "Joe Webb Band", "King Kolax Band" и "Howard McGhee All Stars", Колтрэйн материализовался в биг-бэнде Диззи Гиллеспи, где пробыл до 1951 года. В этом ансамбле он впервые получил возможность запечатлеть на виниле свой соляк, однако в тот же период Джон пристрастился к героину, что привело к определенным трудностям с дальнейшим трудоустройством. Пройдя через ряд малобюджетных бэндов, обитавших в окрестностях Филадельфии, весной 1954-го Колтрэйн получил перспективное предложение от Джонни Ходжса, однако не протянул у того и полгода, как известный саксофонист указал погрязшему в наркоте Колтрэйну на дверь. Спасение Джону пришло в лице Майлза Дэвиса, на тот момент освободившегося от героиновой зависимости и набиравшего новую команду. Именно в рядах "Miles Davis Quintet" к музыканту пришла настоящая известность, и вскоре он превратился в весьма востребованного сайдмена. Тем не менее, нежелание бороться с вредными привычками привело к расставанию с Дэвисом, и лишь, будучи изгнанным из группы, Колтрэйн нашел в себе силы завязать со всякой дурью. Освободившись от наркозависимости и обязанностей выступать с Майлзом, Джон активизировал сессионную деятельность, а в мае 1957-го дебютировал на студийной записи в качестве бэнд-лидера. Как раз в это время его соло приобрели длительный характер, а введение новой техники извлечения нескольких нот за один присест послужило возникновению термина "sheets of sound" ("листы звука"). В конце 50-х артист работал у выдающегося джазового пианиста Телониуса Монка и воссоединялся с Дэвисом, а параллельно продолжал выпускать пластинки с собственным ансамблем. До декабря 1958-го Колтрэйн трудился под патронажем "Prestige Records", а со следующего года перебрался на "Atlantic". Его "атлантический" дебют ознаменовался выходом диска "Giant Steps", полностью составленного из композиций самого Колтрэйна. Многие вещи с этой пластинки впоследствии превратились в джазовые стандарты, однако вместе с тем альбом стал прощанием Джона со стилем би-боп и послужил переходом музыканта на сопрано-саксофон. Весной 1960 года Колтрэйн окончательно расстался с Дэвисом, и с этого момента началась его официальная независимая карьера. Альбом "My Favorite Things", обозначивший разворот к фри- и модальному джазу, имел серьезный коммерческий успех, и потому Джон, которому стали малы "атлантические" горизонты, решил перебраться на только что открывшееся подразделение "ABC-Paramount" "Impulse! Records". Одним из первых "импульсивных" релизов стал диск "Africa / Brass", записанный в авангардной по тем временам манере. Колтрэйн играл аморфные и пространные соло, чем поверг в недоумение ряд критиков, описавших его работу как "анти-джаз". И хотя Джон не прекращал фри-экспериментов, в дальнейшем он все же сделал отступление к традиционным формам, чем немало порадовал публику. Найдя золотую середину на альбоме "Crescent", музыкант достиг максимального признания с программой "A Love Supreme". Данная пластинка имела наибольший кассовый успех и была дважды номинирована на "Грэмми" (в категориях "best jazz composition" и "best jazz performance"). Впрочем Колтрэйну оставалось недолго греться в лучах славы. В 1966-м вышли его последние прижизненные записи, а 17 июля следующего года великий джазмен скончался от рака печени. Уже после смерти Джона на свет появилось множество пластинок с архивным материалом, причем некоторые из этих альбомов не только номинировались на "Грэмми", но и выигрывали ее. Last update 11.08.10 |