ОБЗОРЫ АЛЬБОМОВ "JEFFERSON AIRPLANE"
"Surrealistic Pillow" (1967)
- 1. She Has Funny Cars
- 2. Somebody To Love
- 3. My Best Friend
- 4. Today
- 5. Comin` Back To Me
- 6. 3 5 Of A Mile In 10 Seconds
- 7. D C B A - 25
- 8. How Do You Feel
- 9. Embryonic Journey
- 10. White Rabbit
- 11. Plastic Fantastic Lover
Если какой-то альбом наиболее точно показывает то, что происходило солнечным летом 1967 года в Сан-Франциско, то это именно вторая пластинка самой хипповой
группы города (да не обидятся Grateful Dead) - Jefferson Airplane. Почему же именно они? Да потому что "Благодарные Мертвяки" в это время искали свой саунд и лишь с
пластинки "Live Dead" их музыка стала такой, какую они искали; великолепные Moby Grape в то время были заняты бесконечными скандалами, связаными с их первым
альбомом; Quicksilver Messenger Service только и делали, что "улетали" в своих бесконечных джемах, не спеша записать все это на пленку; Mamas & Papas были довольно близки
к званию "самой улетной группы Лета Любви", но не слишком ли много сахара?; Doors были из Лос Анжелеса; в конце концов, существовало еще великое множество команд
из Сан-Франциско, которые играли головокружительный кислотный рок. Однако первенство все равно необходимо отдать альбому Jefferson Airplane - "Surrealistic Pillow". Так
как "Сюрреалистическая Подушка" до сих пор является олицетворением Лета Любви 1967 года, несмотря на то, что альбом вышел еще в феврале того же года; и даже в наше
время, участник тех летних событий, слыша звуки "White Rabbit" или "Somebody To Love", невольно погружается в затяжной flashback (спонтанный психоделический опыт,
напоминающий один из предыдущих трипов, но для его достижения не требуется принимать наркотики; возникать он может и от музыки, которая играла во время одного из
предыдущих трипов, и от места, где проходил трип).
В конце концов, этот альбом был своеобразным Сан-Францисским ответом "Сержанту Пепперу", и хоть в этой борьбе выиграл "Сержант", "Surrealistic Pillow" доказал всем, что
группы Западного Побережья уверенно стоят на ногах, и способны записывать материал, не уступающий по всем характеристикам заокеанским альбомам, даже работам самих
Битлов. Кроме того, альбом "Аэроплана" попал на 3-е место чарта "Billboard".
С приходом в Jefferson Airplane великолепной вокалистки группы Great Society - Грейс Слик, команда приобрела и новый саунд. Фолк-рок в духе Byrds, который представлен
на их дебютном диске - "Takes Off", сменяется более психоделическим саундом, где царствует резкая гитара Кауконена и великолепный вокал Слик, вместе с приятным
высоким тенором Бэлина. Помимо своего отличного голоса, Грейс подарила "Аэрроплану" две офигенные психоделические вещи из репертуара Great Society - "Somebody To
Love" и "White Rabbit". Обе вещи мгновенно взлетели на 5-е и 8-е места американского хит-парада, став своего рода саундтреками к Лету Любви. Еще одним приобретением
группы был замечательный ударник Спенсер Драйден, пришедший на смену Скипу Спенсу. Наиболее хорошо раскрывается игра Спенсера в таких песнях, как "She Has Funny
Cars" и "White Rabbit".
"Surrealistic Pillow" не смог вместить в себя все амбиции музыкантов группы, и в этом плане более подходит их третий альбом "After Bathing At Baxter's", но тем, кто хочет просто
насладится превосходной музыкой, больше подходит "Сюрреалистическая Подушка". Вряд-ли кто-то врубится в их затяжные инструментальные джемы и переполненные
психоделией личностные тексты, не послушав второй или первый альбом. Если "Pillow" предназначается всем и каждому, "After Bathing At Baxter's" подходит лишь наиболее
преданным любителям психоделии. "Чистый ЛСД..." - так охарактеризовал третий альбом Пол Кантнер, гитарист JA. И все же, вернемся к "Surrealistic Pillow":
"She Has Funny Cars":
Несомненно, одна из наиболее приятных песен альбома. Открывается барабанной сбивкой Драйдена, которая дополняется мощным гитарным риффом. Следует отметить
захватывающее переплетение высоких голосов Грейс Слик и Марти Бэлина, уносящих куда-то очень далеко. Гитарное соло в конце песни напоминает об концертных
импровизациях Jefferson Airplane.
"Somebody To Love":
Эта композиция стала классикой сразу же после своего выхода в свет в исполнении JA. Прекрасный вокал Грейс и насыщенное гитарное звучание представляют группу в
лучшей своей форме; особенно приятно слушать соло-вставки Йормы Кауконена, который в конце песни позволяет себе довольно прилично оттянутся с великолепным
гитарным соло. Эта песня, пожалуй, является наилучшим пример, характеризующим все творчество Jefferson Airplane - жесткий гитарный west-coast-рок с замечательным
женским вокалом..
"My Best Friend":
"Мой Лучший Друг" - очаровательная кантри-баллада, местами напоминающая первую пластинку группы, где красиво смешиваются акустическая гитара и романтическое
пение Марти и Грейс. Хочется заметить, что в этой песне за ударными играет еще Скип Спенс, оставивший группу вскоре после начала работ над этим альбомом. Лишь в
конце композиции на смену беззаботному кантри приходит более жесткое звучание.
"Today":
Вне всяких сомнений, "Today" - одна из наиболее выразительных вещей, представленных группой на "Сюрреалистической Подушке". Акустическая гитара, дополняемая
мягкой электрогитарой и мистическим звучанием тамбурина, великолепно соседствует с таинственным вокалом Марти. Вступление Грейс и эхо от раскатистых ударных,
придают таинственности этой великолепной песне (авторы - Марти Бэлин и Пол Кантнер). Развязка наступает на последней минуте композиции, когда беспокойная мелодия
на фоне эха вновь возвращается в таинственное спокойствие.
"Comin' Back To Me":
Отличное акустическое звучание и загадочный звук флейты наполняются спокойным голосом Бэлина, демонстрируя фолк-саунд. Эта песня является наиболее философской и
лирической на альбоме.
"3/5 Of A Mile In 10 Seconds":
На смену мягкому звуку предыдущей композиции приходит эта мощная роковая вещь Бэлина. Резкий гитарный рифф и захватывающее пение Марти и Грейс словно
призывают к активным действиям, но дальше-больше, и скрипучее соло окончательно выбивает вам и без того отбитые мозги.
"D.C.B.A. - 25":
Жесткая композиция Кантнера с густым гитарным саундом и захватывающим пением. "Скользящее" соло в центре "D.C.B.A. - 25" очередной раз показывает отменное
владение Йормы гитарой; оно же и делает эту песню такой зажигательной.
"How Do You Feel":
Эта приятная вещь продолжает на альбоме прерванную линию баллад. Флейта, тамбурин и акустическая гитара, смешиваются с замечательной вокальной гармонией, еле
слышной электрогитарой и вводящей в транс бас-гитарой. Стиль этой песни, близкий к стилю Mamas & Papas, показывает Jefferson Airplane с более мягкой стороны.
"Embryonic Journey":
Волнующая игра Йормы на акустической гитаре в этой песни, заставляет забыть об окружающей реальности, унося в другие измерения. Песню можно охарактеризовать, как
"почти две минуты настоящей страсти".
"White Rabbit":
Еще один хипповый гимн с альбома. Таинственное вступление баса Кэсэди; ритм болеро, отбиваемый Спенсером; "кислотная" гитара Кауконена, играющего соло в духе
фламенко, также как загадочная мелодия, текст и нарастающее на протяжении всей песни напряжение, делают композицию настоящим шедевром acid-рока. Поется же в этой
мистической вещи довольно малопонятная история об Алисе в Стране Чудес. Однако, фишка в другом: упор в песне сделан именно на наркотическую природу путешествия
Алисы (!!!). Судите сами: "одна пилюля сделает тебя огромным, другая - маленьким, но те, что дает тебе мама, не сделают совсем ничего; спроси у Алисы, когда она 10 футов
в высоту...". Еще одним наркотическим намеком можно назвать строку "питайте свою голову", которая поется в самом конце, на фоне громоподобного рисунка гитары и
ударных. В то время все прекрасно понимали, что имеет в виду Грейс. До сих пор даже ходят слухи об том, что под "Белого Кролика" можно улететь без кислоты, но, как мне
кажется, это происходит только с теми, кто уже улетал под нее (вот вам типичный пример флэшбэка).
"Plastic Fantastic Lover":
Резкий акустический рифф, мощные ударные и такие же громкие соло-гитара и бас, смешиваются с высоким голосом Йормы Кауконена, образуя довольно хаотическую смесь
психоделии и фолка. На этом причудливо-волнующем звучании и оканчивается альбом "Surrealistic Pillow".
Кислотный рок с примесью фолка, кантри и еще чего-то неповторимого, представленный Jefferson Airplane на этом диске, действительно странно притягивает своим
психоделическим обаянием снова и снова. И даже прослушивая "Surrealistic Pillow" в сотый-тысячный раз, открываешь для себя нечто новое. Вот именно такой и должна быть
настоящая психоделия - загадочно притягивающей и в то же время не до конца понятной. И если вы приобрели "Сюрреалистическую Подушку", даю слово, скучать вам не
придется!
Прислал Serg swamprock@mail.ru
|