НА ГЛАВНУЮ |
|||
Линки |
Дискография
Слушаем Boom boom
|
||
JOHN LEE HOOKERДжон Ли Хукер – король бесконечного буги, построенного на монотонно-гипнотическом гениальном в своей простоте одноаккордном груве, однако за свою более чем полувековую карьеру артист пробовал себя и во множестве других стилей. Он был одиннадцатым ребенком в семье рабочих-испольщиков, рожденный в окрестностях Кларксдэйла (Миссисипи) 22 августа 1917 года. В раннем возрасте мальчик мог слушать только церковные песнопения, и поэтому его первым певческим опытом были спиричуэлсы. Когда же родители развелись, и мать Джона вышла замуж за Вилли Мура, вкусы паренька изменились, поскольку его новый отчим оказался блюзменом. Мур научил юного Хукера играть на гитаре, и именно от него будущий герой жанра перенял тот самый одноаккордный стиль, резко отличавшийся от традиционного дельта-блюза того времени. Кроме того, на Джона оказали влияние и другие знаменитые исполнители: Блайнд Лемон Джефферсон, Чарли Патон и Блайнд Блэйк – все они являлись приятелями Вилли и по вечерам частенько заглядывали к нему на огонек. Когда парню стукнуло пятнадцать лет, он оставил свой дом и направил стопы в Мемфис. И хотя здесь Хукеру довелось выступать на сцене "New Daisy Theatre", долго в этом городе он не задержался. Застряв на несколько лет в Цинцинатти, в начале 40-х Джон перебрался в Детройт. Работая днем уборщиком на заводе, по вечерам он играл на домашних вечеринках. Со временем Хукер стал завсегдатаем клубов, расположенных на Гастингс-Стрит, где коротало свой досуг чернокожее население Мотор-Сити. И хотя популярность артиста в этом районе была очень высока, шансы выйти на большую сцену оставались невысоки. Тем не менее, в 1948 году Хукера "открыл" владелец музыкального магазина Элмер Барби, который привел своего протеже к продюсеру, дистрибьютору и главе компании "Sensation Record" Бернарду Бесману. Тот в свою очередь предложил демозаписи Джона деятелям с "Modern Records", и та фирма выпустила синглы "Sally Mae" и "Boogie Chillen". Последняя из этих вещей стала первым хитом музыканта, покорившим вершину ритм-энд-блюзовых чартов. Конечно же, после такого успеха "Modern Records" продолжила сотрудничество с Хукером, и в 1949 году на свет появились еще три его шлягера, "Hobo Blues", "Hoogie Boogie" и "Crawling Kingsnake Blues". В 1951-м музыкант вновь очутился на вершине чарта с песней "I'm In The Mood", причем при ее создании Джон применил новаторский прием, наложив свой голос сам на себя три раза. Кстати, контракт с "Modern Records" не ограничивал возможности артиста, поскольку в то же время он записывался и на множестве других фирм (King, Regent, Danceland, Staff, Sensation, Gotham, Regal, Swing Time, Federal, Gone, Chess, Acorn, Chance, DeLuxe, JVB, Chart, Specialty), скрываясь под всевозможными псевдонимами (Texas Slim, Delta John, Birmingham Sam & His Magic Guitar, Little Pork Chops, Johnny Williams, John Lee Booker, The Boogie Man, Johnny Lee). Лишь в 1955 году Джон прекратил свои метания из угла в угол и осел на "Vee-Jay Records". В то время его творчество уже вышло за рамки исполнителя-одиночки и приобрело командный формат. Самым главным партнером Хукера стал гитарист Эдди Кирклэнд, а, кроме того, с ним плодотворно сотрудничали гармошечник Джимми Рид и гитарист Эдди Тэйлор, помогший записать Буги-Мэну такую классику как "Baby Lee" и "Dimples". В 1958-м Джон в очередной раз очутился во главе ритм-энд-блюзового списка с песней "I Love You Honey", а в самом начале 60-х неожиданно стал хитом его сокрушительно-жесткий блюз "No Shoes". Самым же значительным достижением того периода стала заводная вещица "Boom Boom", которую вскоре адаптировал для своей команды Эрик Бердон. Но в то время как Джона Ли Хукера идолизировали такие группы как "Animals", "Yardbirds" и "John Mayall's Bluesbreakers", открывая его творчество для молодой аудитории, сам артист ненадолго вернулся к фолк-блюзу. В 1964-м, подарив на прощание "Vee-Jay Records" хит "Big Legs, Tight Skirt", музыкант продолжил скитания по лейблам и за короткий срок сменил несколько контор, включая "Verve-Folkways", "Impulse", "Chess" и "BluesWay". Между тем его популярность в рок-сообществе продолжала расти, а особый ее всплеск пришелся на выход совместного с "Canned Heat" альбома "Hooker 'N' Heat". Сотрудничал Джон и с другими известными исполнителями (Вэном Моррисоном, Стивом Миллером, Элвином Бишопом и т.д.), а многие песни на его пластинках начала 70-х были позаимствованы из собственного раннего репертуара и адаптированы под рок-формат. Но, тем не менее, на фоне общего снижения интереса к блюзу снизился интерес и к альбомам Хукера, хотя артист продолжал достаточно активно выступать и записываться. Почувствовать возвращение былой славы артисту удалось лишь в 1980 году, когда он засветился в культовом фильме "The Blues Brothers". В 1986-м Буги-Мэн возобновил запись студийных альбомов, а в 1989-м вышел вызвавший большую шумиху и записанный с большим количеством звезд (Карлос Сантана, Бонни Райтт, Джордж Торогуд и т.д.) диск "The Healer". К началу 90-х музыкант окопался на лейбле "Pointblank", где были изданы его следующие работы: "Mr. Lucky", "Boom Boom", "Chill Out" и "Don't Look Back". Десятилетие прошло для него достаточно спокойно, но Хукер успел также поучаствовать в записях Би Би Кинга, Вэна Моррисона и ряда других артистов. В 1991 году имя Джона было занесено в Зал Славы Рок-н-Ролла, а в 1997-м на голливудской Аллее Славы появилась его звезда. Знаменитый блюзмен, оставивший пример для подражания следующим поколениям, ушел из жизни 21 июня 2001 года. Last update 30.09.10 |