НА ГЛАВНУЮ |
|||
Линки |
Дискография
Слушаем What comes after
|
||
TERJE RYPDALТворчество этого музыканта не ограничивается рамками определенного жанра, ведь в его произведениях хитроумным образом переплетаются рок и классика, джаз, авангард и нью-эйдж. Терье Рюпдаль (р. 23 августа 1947) начинал с освоения пианино, затем переключился на трубу, а в подростковом возрасте, как и многие его сверстники, взял в руки гитару. В то время в моде были "Shadows" и "Ventures", и в начале 60-х Терье собрал играющую в подобном стиле команду "Vanguards". Но если поначалу Рюпдаль равнялся на Хэнка Марвина, то позже взял за образец Джими Хендрикса. Его вторая группа, "Dream", уже играла психоделику, однако к концу 60-х музыкант сместил акценты в джаз, что проявилось на его первом сольнике "Bleak House". Накопленный к тому моменту опыт подвиг Рюпдаля отказаться от ранних стремлений посвятить себя электротехнике и всерьез заняться музыкой, что он и сделал, поступив в консерваторию. За годы учебы Терье поучаствовал в норвежской постановке знаменитого мюзикла "Hair", а также вошел в контакт с известным американским джазменом Джорджем Расселлом, который ангажировал молодого гитариста для записи своих пластинок. Тогда же Рюпдаль начал сотрудничать и с другими артистами ("Jan Garbarek Quartet", "Baden-Baden Free Jazz Orchestra" и т.д.), а в 1971 году, заключив долгосрочный контракт с "ECM", выпустил на этом лейбле сольник "Terje Rypdal". Но если в данной работе чувствовалась ориентация на Джона Маклафлина, то на пластинке "Whenever I Seem To Be Far Away" к ней добавилось влияние "King Crimson", тем более что в ход пошел меллотрон. В 1975 году Терье выпустил двойной альбом "Odyssey", исполненный в меланхоличном прог-джаз-триповом ключе. В то время как эта монументальная работа навевала тоску, следующая пластинка "After The Rain" имела более светлый звук. Альбом был сделан в манере Майка Олдфилда, причем партии всех инструментов музыкант записал самостоятельно, и лишь с вокализом ему помогла жена Ингер. С 1977 года Рюпдаль начал сотрудничать с датчанином-трубачом Палле Миккельборгом, впервые появившемся на сольнике коллеги-норвежца "Waves". Здесь достаточно сильно проявилось тяготение гитариста к джазовым формам, и эта же тенденция сохранилась на последующих работах. На стыке десятилетий Терье объединился с экс-басистом "Weather Report" Мирославом Витошем и американским барабанщиком Джеком ДеДжонетте, с которыми записал пару пластинок, "Rypdal/Vitous/DeJohnette" и "To Be Continued". Очередной кооператив был создан Рюпдалем с виолончелистом Дэвидом Дарлингом, и хотя их совместная работа "Eos" имела настроенческий характер, в открывающем треке "Laser" гитарист сыграл одно из своих наиболее роковых соло. Эта композиция стала определяющим вектором для альбома "Chaser" и двух следующих полнометражек, сделанной под некоторым влиянием "Crusaders" "Blue" и ошибочно принимаемой за сборник "The Singles Collection". Наигравшись вволю с джаз-роком, Рюпдаль занялся более серьезными делами и на стыке декад обратился к классике. В 1990 году вышла пластинка "Undisonus", и хотя имя музыканта значилось на обложке, сам он выступил лишь в роли композитора, чьи произведения исполнили Лондонский Филармонический Оркестр и Камерный Оркестр Радуга. Оркестровая музыка звучала и на диске "Q.E.D.", но уже в 1994-м Рюпдаль вновь обратился к року, создав тандем с гитаристом "TNT" Ронни Ле Текро. Их совместный проект оказался довольно удачным, и впоследствии Ронни и Терье выпустили еще пару альбомов. На сольниках "If Mountains Could Sing" и "Skywards" Рюпдаль занимался экспериментами по микшированию электрогитары, неоклассики и фри-джаза, а в 2000 году попытался совместить влияния Хендрикса и Стравинского в программе "Double Concerto / 5th Symphony". Схожие селекционные опыты Терье ставил и в нулевых, доказательством чего стали альбомы "Lux Aeterna", "Vossabrygg" и "Crime Scene". Last update 20.10.10 |